 |
31 мая 2003 года |
 |
 |
Свободные от табака кинофильмы и мода!

|
Всемирный День без табака 2003
(по
материалам Ресурсного Центра по Контролю над табаком)
Темой Всемирного Дня Без Табака 2003 года являются
свободные от табака кинофильмы и мода. ВОЗ призывает индустрию
развлечений, в особенности мир кинофильмов и моды прекратить
пропагандировать изделия, которые убивают каждого второго своего
потребителя и заняться пропагандой свободного от табака общества.
В настоящее время мода и кинофильмы оказались наиболее успешной
средой для создания образа сигарет и представления потребления
табака как нормального поведения. Сигарета как таковая не имеет
индивидуальности, не характеризует социальный класс или
эмоциональное состояние. Но, находясь в руке звезды с голубого
экрана, она становится мощным символом. Манера современных героев
говорить, одежда, которую они носят, то, что они едят и пьют, очень
влияет на общественное поведение и предпочтения, особенно среди
молодежи.
|
Табачные компании давно поняли огромный потенциал
мира моды и кино для воздействия на публику. Размещение изделия в
нынешних наиболее успешных кинофильмах и телевизионных программах
является недорогим способом сделать его узнаваемым в национальном
масштабе, укрепить имидж корпорации и получить возможность
продвижения товара. Табачные компании регулярно предоставляют
сигареты, подарки, услуги или наличные деньги в обмен на размещение
их изделий в фильмах. Marlboro, марка №1 фирмы Филип Моррис, была
показана не менее чем в 28 высокорейтинговых фильмах Голливуда в
течение последних десяти лет - рекорд, не превзойденный даже
большинством тех звезд Голливуда, которые в наибольшей степени
гарантируют успех фильма . В ходе проведенного в США исследования
было обнаружено, что некурящие подростки, чьи любимые звезды часто
курят на экране, в шестнадцать раз чаще позитивно относятся к
курению в будущем. Голливуд далеко не единственный в размещении
табачных изделий на экране. Bollywood, расположенный в Мумбае,
Индия, является самым большим в мире кинопроизводством, выпуская
ежегодно более 800 фильмов. Изучение подборки из 395 индийских
фильмов, снятых в 1991-2002 годы, показало, что в 76,5% из них были
сцены с табаком. |
В мире моды также часто практикуется размещение
изделий. Табачные компании используют имена наиболее известных
дизайнеров и красивые узнаваемые лица моделей, чтобы продать свои
изделия. Они спонсируют демонстрации мод и конкурсы дизайнеров,
стремящихся получить известность и доверие. Первоначально
направленные в основном на женщин, эти рекламные действия в
последнее время изменились, чтобы охватить молодых людей обоих
полов. Помимо размещения рекламных материалов в журналах мод,
табачные компании раскручивают свои собственные марки одежды и
спонсируют связанные с модой мероприятия, в последнее время делая
это в местах встреч молодежи, таких как ночные клубы. Вдобавок к
этому, так как манекенщицы чрезвычайно худощавы, связь их образа с
курением сигарет вносит дополнительный вклад в нацеленные на женщин
действия табачной индустрии.
Ожидается, что в мае 2003 года 192 Государства, являющихся членами
ВОЗ, одобрят соглашение, разрабатываемое ими в течение прошлых пяти
лет. Рамочная Конвенция о Контроле над Табаком (РККТ), первая
попытка ВОЗ по созданию подобного договора, установит общие правила,
регулирующие, в том числе, маркетинг, рекламу, продвижение и
спонсорство табачных изделий. ВОЗ считает, что табачная эпидемия,
которая в настоящее время убивает приблизительно 5 миллионов человек
в год, является болезнью, распространяемой посредством рекламы. В
2002 году ВОЗ призвала положить конец использованию табачной
индустрией спортивных состязаний. Своим решением призвать к
подобному запрету и в отношении фильмов и моды РККТ призывает
проявить международное внимание и ответственность по поводу изделия,
которое свободно пропагандируется, несмотря на то, что оно создано
таким образом, что убивает каждого второго своего регулярного
потребителя.
|
ВОЗ призывает индустрию кинопроизводства:
-
Гарантировать отсутствие подкупа. Производители
должны указывать в концевых титрах, что никто из них не получал
ничего ценного (наличные деньги, бесплатные сигареты или другие
подарки, бесплатная реклама, беспроцентные ссуды или что-либо еще)
от кого бы то ни было в обмен на использование или показ табака в
фильме.
-
Требовать действенных анти-табачных роликов.
Необходимо добиться, чтобы студии и кинотеатры перед показом
любого фильма, в котором в том или ином виде присутствует табак,
независимо от его рейтинга, показывали действительно сильный (а не
произведенный табачной компанией) ролик против курения.
-
Прекратить демонстрировать табачные марки. Не должно
быть ни демонстрации табачной марки, ни присутствия изображений
этой марки (например, на рекламных щитах) в ходе действия или в
качестве фона любой сцены кинофильма.
-
Ввести систему оценки категории фильма. Даже наличие
одного эпизода с потреблением табака или представлением табачной
рекламы или подобных про-табачных образов должно приводить к тому,
что соответствующие должностные лица присваивают такому фильму
категорию, указывающую на "взрослое" содержание, то есть молодые
люди могут смотреть его только в присутствии родителей. Эти фильмы
могут, однако, оцениваться менее строго, если вышеупомянутые
должностные лица полагают, что представление табака ясно и
однозначно отражает опасности и последствия его потребления, то
есть менее строгая категория соответствует мнению родителей.
Эти шаги могут быть осуществлены без цензуры или
вмешательства в творческий процесс. Для получения дальнейшей
информации о Свободном от Табачного Дыма Кино, посетите
www.smokefreemovies.ucsf.edu .
|
Для индустрии моды послание ВОЗ является столь же
ясным. Положите конец:
-
описанию потребления табака как чарующего, забавного,
сексуального или привлекательного;
-
табачному спонсорству демонстраций мод, награждений и
конкурсов;
-
использованию фирменных знаков табачных изделий на
нетабачных изделиях или услугах, которые связаны с модой или
считаются "модными" - духами, кафе и бистро, агентствами
путешествий, приключенческими гонками;
-
продаже или бесплатному распространению одежды, обуви
и модных аксессуаров, которые несут фирменные знаки табачных
изделий, их эмблемы или другие отличительные признаки.
Призываем профессионалов индустрии моды - дизайнеров,
моделей, менеджеров, рекламных агентов, производителей и
организаторов, также как рекламодателей, редакторов журналов и
веб-сайтов - признать свою ответственность как звезд моды в том, что
они являются образцами для подражания и обладают влиянием, особенно
среди женщин и молодежи, и выступить за прекращение потребления и
пропаганды табака.
В странах по всему миру, включая Францию, Австралию, Новую Зеландию
и США, модели, международные шоу и всемирно известные журналы мод
уже стали свободными от табака, отказавшись от спонсорства, рекламы,
пропаганды и потребления табака. Это можно сделать. Так давайте
работать в 2003 году вместе, чтобы положить конец использованию моды
и кинофильмов в качестве средства распространения смертей и
болезней!
Инициатива по Освобождению от Табака выражает благодарность Stella
Aguinaga Bialous и Stan Glantz за их ценный вклад в разработку этого
материала.
За дополнительной информацией о Всемирном Дне без Табака обращайтесь
на сайт www.who.int/tobacco , а по поводу информации о мероприятиях
Всемирного Дня без Табака в Европе обращайтесь в программу
Инициатива по Освобождению от Табака - Европа в Региональном Бюро
ВОЗ (gde@who.dk, han@who.dk,
(телефон: +45 39 17 1304; факс: +45 39 17 1854). |
 |
День отказа от курения в 2001 и 2002 гг. |
 |
|